Харрасмент на работе. Какой ущерб он может нанести бизнесу?

Харрасмент на работе. Какой ущерб он может нанести бизнесу?

Новые стандарты в политике компаний

Последние несколько лет часто можно услышать о таком явлении, как «харрасмент», или абьюз, злоупотребление, домогательство. На просторах интернета то и дело мы встречаем массовые движения типа metoo, вызывающие неоднозначные, противоречивые чувства. Наметилась тенденция к пересмотру привычных иерархий.
Крупные компании стали включать в обязательную политику определение понятия харрасмент и регламент, по которому расследуются случаи харрасмента, если они имеют место.

Что такое харрасмент?

Если мы посмотрим на громкие дела недавних лет вроде Харви Вайнштейна, можно обнаружить закономерность: жертвами сексуальных домогательств всегда оказываются люди (и мужчины, и женщины), стоящие на нижних ступенях иерархии по отношению к абьюзеру и в чем-то от него зависящие (продвижение по службе, увольнение, уровень оплаты и т.д) То есть, жертва в силу каких-то обстоятельств не могла дать отпор или пожаловаться (чаще жаловаться некому). В качестве контраргумента иногда раздается: «Так что же теперь, преподаватель не может закрутить роман со студенткой?». Нет, не может. Если преподаватель хочет романа с молодой девушкой возраста его студенток, то почему он не пробует это сделать с девушкой, которая его студенткой не является, никак от него не зависит и свободна в своем выборе и возможности ему отказать, не опасаясь последствий?

Как психика жертвы реагирует на ситуацию харрасмента?

Харрасмент – это не столько сексуальная проблема, сколько проблема злоупотребления при неравном распределении власти. В этических кодексах помогающих профессий всегда оговаривается запрет на злоупотребление властью – например, врача над пациентом.
Другой распространенный аргумент: «Почему же она (он) согласилась(ся)? Надо было просто отказать, даже под угрозой увольнения?» Увы, порой человека находится в жизненных обстоятельствах, не позволяющих ему остаться без зарплаты, или просто не имеет достаточно жизненного опыта (если это очень молодые люди), чтобы спрогнозировать, к чему может привести тот или иной его выбор.
Что происходит с психикой человека, подвергающегося харрасменту на работе? Степень нанесенного ущерба зависит от многих факторов – и предыдущего опыта жертвы, и эффекта неожиданности, и длительности происходящего насилия. Психика жертвы как бы «замирает», блокируя как позитивные, так и негативные чувства. Если сотрудник подвергается домогательствам достаточно долго, попытки избегания или минимизации ущерба становятся его основной стратегией. То есть, сотрудник большую часть энергии тратит на то, чтобы контролировать свою безопасность и себя защищать. Что, как нетрудно предсказать, плохо влияет на продуктивность работы такого сотрудника.

Почему игнорирование харрасмента несет риски для бизнеса?

Может быть так, что сотрудник, подвергающийся харрасменту, пытается извлечь выгоду из создавшегося положения по принципу «если изнасилования не избежать, расслабься и попытайся получить удовольствие», но в этом для работодателя и команды тоже есть потенциальный риск – «служебный роман» обязательно будет развиваться со своей динамикой, и сильные чувства будут выплескиваться и в рабочее пространство. Кроме того, сотрудники в него вовлеченные, не смогут быть нейтральны при выполнении рабочих задач, и это будет тоже влиять на принятие решений (например, критики и поощрений).
Почему компании стоит уделить внимание проблеме харрасмента и создать регламент для его профилактики? Потому, что помимо имиджевых причин, это прямое проявление заботы о безопасности сотрудников и создание для них условий для более продуктивной работы.