Психологические защиты и их роль в развитии компании

Психологические защиты и их роль в развитии компании

 

Психологические защиты сотрудников

Психологические защиты – это своего рода фильтр между психикой сотрудника и внешним окружением. Психика использует защиты для регуляции уровня тревоги, которая всегда связана с угрозой для собственного Эго сотрудника. Эта тревога неизбежно возникает в процессе его взаимодействия с другими членами команды и в процессе решения рабочей задачи. Психологические защиты имеют разные формы – от зрелых до деструктивных. Их основной механизм работы – это искажение реальности таким образом, чтоб защитить Эго в случае угрозы и снизить тревогу, которая является сигналом этой угрозы. Чем более зрелые механизмы защиты – тем меньше искажается реальность, что способствует более эффективному управлению рисками при принятии решений. Соответственно, чем менее зрелые защиты – тем сильнее искажается реальность.
Сами по себе психологические защиты – неотъемлемый и важный элемент здорового функционирования личности. Они обеспечивают стабильное состояние психики сотрудников. Однако цена, которая платится за эту стабильность – препятствие развитию и обучению новому опыту. Психодинамический коучинг помогает осознавать действие как собственных так и чужих психологических защит. А также видеть ситуации, в которых включаются деструктивные защиты, что дает возможность прорабатывать препятствия к развитию.

Как психологические защиты препятствуют обучению и развитию в компании?

Обучение и развитие сотрудников – неотъемлемая часть бизнеса, который стремиться к повышению эффективности и непрерывному росту в высоко конкурентной среде и в ситуации постоянных изменений. Такие компании, понимая, что люди – это основной капитал, инвестируют не только в развитие их профессиональных, но и личностных компетенций. Особенно это касается ключевых сотрудников. Однако психологические защиты могут препятствовать эффективности реализации мероприятий, направленных на обучение и развитие как отдельных людей так и команды в целом.
Например, психологическая защита – отрицание. Сотрудник, который часто использует эту защиту не сможет извлекать опыт и обучаться на собственных ошибках, ведь он отрицает их наличие. Также у такого человека будут проблемы с ответственностью из-за невозможности признавать свои ошибки. Отрицание может использоваться сотрудником либо из-за особенностей корпоративной культуры, которая культивирует страх перед ошибками. Либо из-за характерных черт личности самого человека, который склонен переживать чрезмерный стыд в ситуации неудачи.
Или, например, защитный механизм идеализции и обесценивания. В этом случае сотрудник склонен видеть только свои достижения, или присваивать себе достижения других, одновременно с этим обесценивать результаты других. В процессе командного обучения такой человек будет стараться выделиться за счет преуменьшения способностей других членов команды. Кроме того, на деструктивные защиты, как правило, расходуется большее количество энергии, которая могла бы быть направлена на развитие.

Психодинамический коучинг как инструмент развития компании

Метод психодинамического коучинга позволяет понять какие защиты и каким образом препятствуют развитию отдельных сотрудников и команды в целом. А также какие организационные факторы создают условия для активизации деструктивных защит у членов команды.
Благодаря глубинному коучингу сотрудник достигает более высокого психологического уровня, в результате чего необходимость использовать деструктивные защиты отпадает. Это помогает сотруднику максимально раскрывать собственный потенциал в рамках компании, снижает сопротивление к изменениям, повышает возможность обучаться новому и способствует профессиональному и личностному развитию. Также в процессе психодинамического коучинга улучшается качество взаимодействия в команде в целом.