Лидерство. Как управлять командой на удаленке

Лидерство. Как управлять командой на удаленке

Подход к пониманию взаимодействия в группе

Когда люди собираются в группы, они в любом случае эмоционально взаимодействуют друг с другом, независимо от их желания и в группе формируются эмоциональные связи, которые запускают групповую динамику, то есть, процесс развития группы. Каждый член группы делает вклад, и группа влияет на каждого участника. 1+1 не равно два, группа – это не простая сумма ее участников.

Большие и малые группы

Если количество сотрудников составляет больше 15 человек, мы имеем дело с большой группой, которую необходимо делить на малые. Если же вы управляете командой 100-200 человек, перед вами стоит задача формирования структуры команды.

Особенности удаленной работы

Удаленная работа привела к тому, что сотрудники лишились многих инструментов поддержания связей с коллегами. Команде сложнее оставаться командой в психологическом смысле слова и чувствовать сопричастность. Находясь в большой группе, которая не четко структурирована, люди острее чувствуют тревогу, потерянность и им сложно обретать свой голос и быть услышанным. Например, когда проходит совещание онлайн на 40 человек, у сотрудника, сидящего дома перед монитором, тревога может усиливаться, особенно, если его участие в совещании не регламентировано. Если в ежедневной рутине преобладает онлайн общение в больших группах, люди могут терять ориентиры – непрерывность представления о себе как о сотруднике и непрерывность представления о команде. В то же время, в малой группе как в социальной модели семьи, если человек чувствует себя безопасно, он может найти свое место и получить принятие.

Управление командой при удаленной работе

Если использовать знание о функционировании больших и малых групп и о групповой динамике, необходимо команду из 200 человек разделить на, например, 20 малых групп (отделов). Затем, определить малую группу, которой управляете вы (например, имея в непосредственном подчинении 10 директоров). Каждый из директоров, в свою очередь, также управляет малой группой, и неким каскадом, начиная с главного лидера, необходимо выстроить систему постоянной работы в малых группах. Такая работа позволить лидерам малых групп сфокусироваться на связях и эмоциональном состоянии их участников. Таким образом, сложные чувства будут эффективнее прорабатываться. И, в целом, работу в малых группах нужно сочетать с работой в больших группах, но так, чтобы не было перекосов в ту или другую сторону. Это позволяет разработать регулярный мониторинг эмоционального состояния в коллективе на разных уровнях.

Вызовы нового времени

Сейчас компании организовывают чаты для сотрудников с руководством. Если участие в таких чатах опционально и не имеет завяленной повестки, оно подходит инициативным и смелым сотрудникам, другие же, менее активные, могут так никогда этой возможностью не воспользоваться. Главное в построении коммуникаций в группах на разных уровнях – это их обязательность и определенная повестка, которая дает возможность проявить себя любому сотруднику.