Почему лидеру важно сохранять психическое здоровье

Почему лидеру важно сохранять психическое здоровье

Почему человеку нужна поддержка в критических ситуациях?

Посмотрим, как вообще психически развивается человек. Для того, чтобы ребенок появился на свет, ему нужна материнская утроба, в которой он будет развиваться. В буквальном смысле есть контейнер, в котором младенец созревает. После появления на свет нужда во внешней поддержке остается. Мы рождаемся, в отличие от животных, чрезвычайно зависимыми от тех, кто о нас заботится. В первые годы жизни мать в прямом смысле слова предоставляет ребенку свою психику, для того, чтобы он мог перерабатывать сложные чувства или стимулы, которых он пока не может обработать. Ребенок опирается на материнскую психику, чтобы понимать, что с ним происходит и постепенно погружаться в мир слов, и, мама служит буфером, который смягчает для ребенка непереносимую для его возраста внешнюю стимуляцию.

Команда в стрессе. Роль лидера

Сотрудники, находясь в группе, нуждаются в ком-то, кто будет их вести, разъяснять происходящее и придавать смысл их работе. Особенно важно для них в кризисные моменты иметь возможность опираться на лидера группы, как на символическую родительскую фигуру. В периоды катаклизмов должен быть кто-то значимый для них, кто может частично вместить в себя их переживания, которые несет с собой неопределенность. Представьте, что вы налили в чашку горячий чай и вам нужно его охладить. Для этого вам нужна другая пустая чашка, в которую вы этот чай временно перельете. Это процесс контейнирование (от анг. to contain, вмещать в себя) – особый тип коммуникации, в которой символический взрослый помогает другому, зависящему от него человеку (или группе) справиться с тревогами, переработать их. Тревоги эти могут быть для самого сотрудника неосознанными, но в масштабе команды создавать напряжение.

Контейнирование

Руководителю важно сохранять свободное пространство внутри своей психики, чтобы помогать команде справляться с эмоциональными бурями. Контейнирование – это невидимый, но очень эффективный инструмент сохранения психического баланса в коллективе.

Как формируется коллектив?

Люди, незнакомые между собой, собираются вместе, чтобы решать рабочие задачи и достигать результата. Часто бывает так, что в обыденной жизни они бы даже не общались между собой, но в коллективе они вынуждены работать вместе. Им нужно постоянно адаптироваться друг к другу. Даже если они не испытывают антипатии или вражды друг к другу, все равно они вынуждены эмоционально приспосабливаться к особенностям другого человека, с которым они тесно связаны функционально и постоянно взаимодействуют. Даже в не-кризисное время необходимо поддерживать связность команды, ощущение общности.

Что укрепляет чувство общности команды?

Создание и укрепление горизонтальных и вертикальных связей. Что это значит? Сотрудники бессознательно выбирают эту работу в том числе и потому, что в чем-то хотят соотноситься с лидером команды – они хотят на него быть похожи, идеализируют его и это создает вертикальные связи.
Горизонтальные связи основаны на том, что сотрудники тесно взаимодействуют друг с другом, образуют общность переживаний, обнаруживают общие симпатии и интересы. Сочетание горизонтальных и вертикальных связей укрепляет общую связность команды за счет укрепления эмоциональных связей и делает команду более стабильной. Лидеру для поддержания горизонтальных и вертикальных связей также требуется психический ресурс.

Влияние удаленной работы на связи в команде

Удаленная работа существенно повлияла на горизонтальный связи в команде. Сотрудники физически отделены друг от друга и им сложнее чувствовать себя причастными к чему-то большему, чем они сами. Лидеру для поддержания вертикальных связей приходится затрачивать гораздо больше ресурса, чтобы влиять на команду. С другой стороны, приходится изобретать новые креативные способы поддержания горизонтальных связей между людьми, которые не взаимодействуют физически и при работе с видео задействуют только две модальности восприятия – слуховую и зрительную. Сейчас сотрудниками недоступны другие модальности – осязание, обоняние, тактильный контакт (не говоря уже о пресловутых курилках и кулуарах). Понимание процессов групповой динамики позволяет лидеру выстроить более эффективную коммуникацию при удаленной работе.