Как управлять тревогой в команде лидеру

Как управлять тревогой в команде лидеру

Каждый человек нуждается в эмоциональном отклике от значимых людей. В команде всегда развивается привязанность между сотрудниками и формируются эмоциональные связи. Чем старше группа, тем эти связи сильнее. Для человека важно, чтобы был кто-то, кто обнаружит в нем непонятные для него части и назовет их словами. И для этого важно постоянное поддержание эмоционального контакта между лидером и командой, в том числе визуальный контакт имеет значение. Знаменитый эксперимент «каменное лицо» подтверждает, что отсутствие такого контакта ввергает человека в тревогу, ведь лидер – это символическая материнская и отцовская фигура для сотрудника. Теория привязанности используется для понимания групповых процессов. С 50-х гг. Проводилось большое количество экспериментов, которые доказали критическую важность для развития ребенка присутствия эмоционально включенного взрослого.

Регрессия в группе

Сотрудники, находясь в группе, регрессируют не только в кризисе, но и в обыденной ситуации. Это происходит не потому, что они недостаточно развиты, а потому, что в группе они не видят всей картины, только лидер и ограниченное количество людей знают всю ситуации в целом. Сотрудники вынуждены опираться на руководителя в том, чтобы видеть образ будущего, руководство компании доносит планы компании им дозированно. Благодаря тому, что сотрудники развивают особы тип отношения к лидеру, именуемое переносом, они могут опираться на него как на ведущего группы (в прямом и и фигуральном смысле этого слова), который ведет их к цели.

Почему важно управлять уровнем тревогу в команде?

Во времена перемен тревога в группе растет. И в совершенно «мирное» время напряжение тоже может возрастать. Когда руководитель в состоянии контейнировать тревогу сотрудников, напряжение спадает. Руководителю важно выдерживать баланс между материнской (поддержка и контейнирование) и отцовской функцией (установление правил, рамок).

Вербальные инструменты управления тревогой в команде

Базовый инструмент «успокоения плачущего ребенка» – это озвучить происходящее с ним и присоединиться к нему. Все это делается при помощи слов. Это не означает взять на ручки. Руководитель должен дать почувствовать сотруднику и группе в целом, что он понимает, как им тяжело. Например, в период перемен работать сверхурочно и справляться с новыми задачами, проявить человеческого участие. Сотрудники нуждаются в этом, потому что не всегда для них четко артикулированы цели и поэтому может пропадать смысл того, что они делают.
Еще один инструмент влияния на групповые процессы – это озвучивать раскрывающие интерпретации. Это значит подобрать своего рода метафору, описывающую происходящее в команде. Когда подбираются нужные слова для этого, хаос упорядочивается и в команде становится более безопасно. Сотрудники могут опираться на руководителя, который придает смысл их действиям. Руководитель может придумать так называемый путь героя, потому что людям важно быть частью истории, в которой команда преодолела трудности и справилась с ними. Лидеру важно создавать такую историю для команды, в которой сотрудники справились с задачами и вышли на новый уровень своих возможностей. Этот тип интерпретаций группового процесса важен для развития группы, он помогает сотрудникам почувствовать свою значимость.