Тревога. Групповые процессы

Тревога. Групповые процессы

Почему возникает тревога, у отдельно взятого человека и в группе?

Тревога и ранние психические процессы

Представим себе младенца, у которого еще нет достаточно развитых психических функций для того, чтобы самостоятельно справляться с внешними стимулами, распознавать и перерабатывать их. В этот период младенец еще не вполне интегрирован психически и психические функции за него выполняет мама. Материнская психика служит буфером между ним и внешним миром. Постепенно, месяц за месяцем у младенца формируются телесные и психические функции. Младенцем овладевают очень сильные, чрезмерные для него переживания, у него пока нет слов, для того чтобы понимать и описывать свое состояние, тем самым облегчая его. С тревогой (преимущественно связанной со страхом аннигиляции, то есть страхом исчезнуть) он борется примитивными фантазийными состояниями – разделяет мать на хорошую и плохую. Или, фантазирует о том, что он силой своего желания может управлять матерью – стоит ему заплакать, и она приходит.

В чем заключается психическое развитие?

По мере развития, около 9 месяца жизни ребенок осознает, что мать – это единый объект, а это означает, что ему придется справляться и с хорошими, и с плохими чувствами к матери одновременно. То есть, задачей психического развития является интеграция. Страх аннигиляции сменяется страхом потери объекта и потери любви объекта. Ребенок становится способен к репарации, то есть возмещению ущерба, который в его фантазии он нанес условно «плохими» чувствами, направленными на мать. Если эта точка в развитии достигнута, то в будущем человек сможет опираться на этот опыт, попадая в сложную жизненную ситуацию.

Тревога всегда отбрасывает нас на примитивные уровни психического функционирования

Если же этот период в жизни человека проходил не совсем благополучно, то в кризисной ситуации человека погружается глубже в примитивные эмоциональные состояния, которые могу доставлять проблемы как самому человеку, так и окружающим. Все мы той или иной мере подвержены регрессу в ситуации стресса, утраты, опасности. В такие моменты человек стремится получить поддержку, если таковой нет в его ближайшем окружении, в местах силы, а может использовать деструктивные способы самоуспокоения – употреблять вещества, заниматься адреналиновыми практиками, конфликтовать, т.е. не очень благополучно организовывать пространство вокруг себя. В моменты тревог для нас важно, чтобы кто-то значимый мог придать смысл происходящему, мог разделить это с нами, тем самым помочь переработать.

Переработка опыта. Как группа справляется с тревогой, если нет поддержки?

Аналогичным образом мы смотрим на динамику группы. Когда компания переживает кризис, запланированный (изменения, реорганизация, рост) или внезапный (вроде локдауна), команда регрессирует. Если сотрудникам не хватает информации, никто не сопровождает их в этом процессе, никто не разъясняет, что происходит и какова цель, к чему все идет, если никто не контейнирует тревогу, тогда группа самоорганизуется и спонтанно находит свои способы справляться с тревогой. Например, прямая агрессия и конфликты, допущение серьезных ошибок, выгорание сотрудников, что, естественно приводит к снижению продуктивности. Группа перестает быть рабочей, участники забывают, для чего все здесь собрались и на первый план выходит задача выживания. Группа может впасть во внутрикорпоративную борьбу, распадаться на фракции, сидеть и ждать, пока руководство все решит, искать козла отпущения, заводить служебные романы, может ожесточаться конкурентная борьба вовне, чтобы было куда эвакуировать тревогу. То есть, без поддержки лидер, группа находит способы адаптации исходя из личного опыта каждого.

Почему важно управлять тревогой в команде?

Научно доказано, что в период кризиса, стресса падает когнитивная функция человека падает, проще говоря, человек хуже соображает. И лидер может, сам того не осознавая, усиливать тревогу, например, ужесточая политику, повышая планы продаж, закручивая гайки. После чего спирать тревоги раскручивается на следующем витке. Чтобы такого не происходило, руководителю важно овладеть навыками эмоциональной регуляции самому и научиться при помощи слов воздействовать на групповую динамику.