Развитие коммуникативных навыков в команде. Психодинамический подход

Развитие коммуникативных навыков в команде. Психодинамический подход

Команда – это не просто группа людей с необходимыми профессиональными навыками. Каждая команда характеризуется сетью взаимодействия между ее членами. От качества коммуникации внутри этой сети зависит будет ли команда эффективной или нет. Эффективная команда кратно увеличивает энергию, которую в нее инвестирует каждый участник, таким образом максимально раскрывая свой потенциал. Психологически зрелая команда обладает такими качествами, как фокус на общую цель, психологическая безопасность, доверие и уважение, гибкость, скорость реакции на изменения, адаптивность, творчество и инновационность.

Развитие команды – непрерывный динамичный процесс, на каждом этапе которого перед командой стоят определенные задачи. Если они не решаются, то наступает стагнация развития либо регресс. Проблемы во взаимодействии, как правило, самая распространенная причина, по которой команды лучших профессионалов «застревают» и не добиваются результатов.

Проблемы взаимодействия к команде

В основе большинства проблем взаимодействия в команде лежит искажение ее участниками восприятия друг друга. На самом деле мы не видим других такими, как они есть, а воспринимаем сквозь «фильтры» личного прошлого опыта. Перенос и контрперенос – две центральные концепции психоаналитического коучинга направленные на выявление этих искажений.
Перенос – это некие шаблоны отношений, сформированные нами в течении жизни в процессе взаимодействия с другими. И начинается этот процесс с первой группы, в которой мы оказываемся в нашей жизни – семьи. Ребенок, который в детстве боялся авторитарного родителя, будет так же реагировать на воспитателя в детском саду, учителя в школе, и руководителя на работе. Шаблон взаимодействия такого сотрудника с фигурой, находящейся выше по иерархии, будет сохраняться во всех групповых взаимодействиях. Действие переноса родительской фигуры на личность начальника не позволит высказывать свое мнение, альтернативную точку зрения или подвергать сомнению решения руководителя. Шаблоны, выработанные в отношениях с братьями и сестрами, будут бессознательно накладываться на взаимоотношения с коллегами.

Второй феномен, влияющий на коммуникацию в команде – контрперенос. Это чувства, мысли и действия, которые возникают у того, на кого переносится другим человеком его прошлый опыт. Это некий отклик в ответ на перенос другого.
В нашем примере – это реакция руководителя на перенос сотрудника. Так как человек воспринимает руководителя сквозь собственный фильтр, как жесткого и авторитарного и вынужден поэтому молчать и соглашаться, то в нем накапливается агрессия и неприязнь. Невербально, на бессознательном уровне, начальник ощущает это и начинает действительно относится к этому сотруднику с раздражением и этим подкрепляет его ожидания и привычную модель отношений.
Все взаимодействия в команде всегда содержат повторяющиеся транзакции переноса и контрпереноса между ее участниками, включая лидера. Оставаясь бессознательными, они прошивают всю сеть коммуникаций в команде, вызывают интенсивные чувства, такие как обида, гнев, опасение, несправедливость. Эти процессы втягивают людей в деструктивное взаимодействие, такое как соперничество, интриги, саботаж, сплетни. Все это в конечном итоге приводит к смещению фокуса с первичной бизнес-цели на достижение личных эмоциональных целей.

Психодинамический подход в развитии навыков командной коммуникации

ПД подход в развитии навыков командной коммуникации, благодаря применению психоаналитических интервенций, выявляет действие переноса и контрпереноса, искажений восприятия и эмоциональных реакций в следствии этих искажений. Благодаря интерпретациям аналитика, а также индивидуальной и командной рефлексии, у членов команды развивается навык отслеживать и выявлять собственные переносные и контрпереносные реакции. В результате чего связь и коммуникация между членами команды становится более зрелая и осознанная.