Современный групп-анализ для бизнеса

Современный групп-анализ для бизнеса

К сожалению, большинство программ по подготовке лидеров основаны на представлении об организационной системе, как о чем-то механическом, структурированном, рациональном и логичном. Чем можно управлять, используя правила и техники менеджмента, нажимая на нужные «кнопки» и двигая организацию к цели.

На деле же каждый лидер сталкивается с групповыми процессами, включающими эмоции, отношения, конфликты, саботаж, заговоры, тревогу, панику или ступор в своей команде. Очевидно, что книжные управленческие клише, которые предлагает индустрия лидерства, легко разбиваются о реальную организационную жизнь с такими бурными «подводными течениями», которые смывают любые «правильные» бизнес решения.
Понимание глубинной психодинамики своей компании – абсолютный must have для лидеров будущего, чьи задачи лежат на стыке менеджмента и психологии. Поэтому психодинамическая подготовка входит в лидерские программы одной из ведущих бизнес-школ мира INSEAD. И чем выше находится лидер, тем меньше менеджмента и больше психологии.

В английском языке лидер и терапевт-ведущий групп звучат одинаково – leader. Задача групп-аналитика такая же, как задача лидера в организации – создавать условия для наращивания ресурса группы, развития группы и каждого ее члена, при этом прорабатывая сопротивление к изменениям. Групп-аналитики для этого используют многолетнюю фундаментальную теоретическую и практическую подготовку в управлении групповой динамикой и знания о бессознательных групповых процессах – тех самых подводных течениях.

Развитие и подходы в групп-анализе

На протяжении развития групп-аналитического метода обсуждались разные подходы к работе с группами. Эти же подходы можно видеть и в работе лидеров со своими командами:

  • индивидуальное взаимодействие лидера с каждым членом команды
  • и взаимодействие лидера с командой в целом

В групп-анализе оба эти подхода не показали высокой эффективности для развития группы.
Наиболее же эффективный подход в работе лидера с группой выглядит следующим образом: «Ведущий группы «децентрализует» себя. Он становится частью группы. И только если возникают проблемы с холдингом или контейнированием, он берет власть в свои руки».
Этот подход выводит на передний план значение качества взаимодействия между членами группы. Не каждый член команды в отдельности, а их взаимодействие между собой является основным капиталом компании. Зрелый уровень взаимодействия в команде – это то, что двигает группу вперед, где лидер является частью группы, а не ее центром. Здесь находим параллель в бизнесе с понятием «распределенного лидерства», наиболее эффективном стиле управления для «бизнеса будущего».