Развитие личности лидера

Развитие личности лидера

Лидер – это не просто человек, который обладает профессиональными навыками, применяет управленческие инструменты, несет ответственность, определяет цель, стратегию и задает видение. Лидерство – это в первую очередь про личность, а уже потом про навыки и компетенции. Именно личность лидера объединяет людей вокруг цели, создает между членами группы связи таким образом, чтоб они способствовали достижению этой цели, мотивирует и вдохновляет своих последователей. Поэтому психоаналитический коучинг, как инструмент усиления и развития личности широко применяется лидерами по всему миру и входит в лидерские программы ведущих бизнес школ мира. Исследование и понимание собственной структуры и типа личности позволяет лидеру развить гибкость и устойчивость собственной личности, усилить ее, эффективно использовать свои сильные стороны для того, чтоб вести за собой людей. В основе психоаналитической модели понимания личности лежит ключевое утверждение, что все человеческие действия совершаются под влиянием не только сознательных, но и бессознательных факторов. Поэтому понимание собственной внутри личностной динамики также позволяет лидеру яснее оценивать риски при принятии решений.

Структура и тип личности лидера

Структура и тип личности лидера определяют его лидерский стиль, который в свою очередь характеризуется следующими качествами:

  • Восприятие

    От структуры и типа личности зависит то, как лидер воспринимает организационную и внешнюю реальность, а также собственную роль в ней и других людей. Какие аспекты внешнего мира попадают в его восприятие, а какие остаются не замеченными. Как он для себя интерпретирует воспринятую информацию и какие решения в следствии этой интерпретации принимает. Например, лидер с более нарциссической структурой личности склонен отрицать риски там, где они есть. В то время как лидер с параноидной структурой, наоборот, склонен видеть угрозу там, где ее может не быть и усиливать чрезмерный контроль.

  • Регуляция

    Регуляция является еще одним личностным качеством, уровень которого определяется структурой личности.
    Регуляция – это способность контролировать свое внимание, эмоции, импульсы и действия. Она дает возможность лидеру чувствовать себя более эффективным, стабильным и уверенным в себе на встречах, переговорах с партнерами и клиентами, во взаимодействии с сотрудниками. Способность понимать и контролировать свой внутренний мир, а, следовательно, свои реакции и поведение, предотвращает отреагирование негативных импульсов в рабочих отношениях и принятие поспешных, необдуманных решений. Например, лидер с развитыми навыками саморегуляции способен не поддаваться влиянию собственных эмоции, умеет вовремя распознать триггеры этих эмоций и выбрать более осознанную реакцию вместо автоматической.

  • Эмоциональный интеллект и взаимодействие с другими.

    Структура и тип личности определяют насколько лидер способен понимать свой собственный внутренний мир и мир других. Личность каждого человека – амбивалентна. Она содержит как положительные аспекты, так и теневые стороны. Так же и отношения между людьми состоят из положительных и отрицательных аспектов. Чем более зрелая структура личности лидера, тем лучше он выдерживает эту амбивалентность, т. е. способен понимать и принимать негативные части своей личности. Так же он способен понимать внутренний мир других людей и выстраивать эффективную коммуникацию так, чтоб его реакции оказывали положительное влияние на рабочие отношения и решение задач бизнеса. Если же структура личности не позволяет принимать какие-то аспекты собственного внутреннего мира, то возникает угроза создания токсичной культуры в организации, когда лидер использует бессознательный механизм «проективной идентификации».

  • Тип привязанности. Построение чувства принадлежности в группе

    Тип привязанности является одной из фундаментальных характеристик личности и отвечает за то, каким образом человек выстраивает связи с другими людьми. Поскольку организация – это всегда продолжение личности лидера, то от его типа привязанности будет зависеть, не только его взаимодействие с последователями, но и то, какие связи будут построены между сотрудниками в организации. Лидер с надежным типом привязанности способен создавать прочные эмоциональные связи между членами команды, обеспечивать высокий уровень психологической безопасности и доверия в организации.

Как тип личности формирует лидерский стиль?

Какими бы профессиональными навыками лидер не обладал, именно структура и тип личности определяют его лидерский стиль – способ упорядочивания и трактования информации, которую он воспринимает из внешнего мира, его модели поведения, способы выстраивания отношений, расставление приоритетов, пути принятия решения. Тип личности задает картину мира лидера, которая всегда является интерпретацией, а не отражением реальности. Поскольку лидер всегда действует исходя из этой картины мира и использует собственные шаблонные реакции, то его личность со временем вместо развития приобретает ригидность и утрачивает способность к изменениям, стиль лидерства стабилизируется.

Роль психодинамического коучинга в развитие личности лидера

Непрерывное обучение и развитие – обязательные пункты карьерной и жизненной стратегии лидера. Как правило они направлены на развитие и усиление навыков и лидерских качеств, но это происходит в рамках одного и того же индивидуального стиля лидерства. Психоаналитический коучинг направлен на развитие личности. Глубинное понимание своего внутреннего мира за счет развития саморефлекии, саморегуляции, отслеживания бессознательных однотипных реакций, позволяет лидеру выйти на новый уровень личностного развития. Конечно, тип и структура личности не меняются в процессе работы с психоаналитическим коучем, но лидер получает доступ к собственным скрытым бессознательным аспектам личности, возможность управлять ими, трансформировать их в дополнительный ресурс для дальнейшего развития, роста и усиления своей личности за счет понимания неосознаваемых драйвов и мотивов, сильных сторон и способность принимать на зрелом психологическом уровне свои слабые стороны.

Психоаналитически подготовленный коуч – это специалист с фундаментальными теоретическими и практическими знаниями о психологическом развитии и формировании личности, с большим опытом психотерапевтической практики под супервизией, и длительным личным анализом. Такая подготовка позволяет использовать лучшие техники современного психоанализа и интервенции в создании условий для развития личности, обеспечивая психологическую безопасность процесса на высоком профессиональном уровне.