Личностные компетенции руководителя

Личностные компетенции руководителя

 

Чем выше находится руководитель, тем большее значение приобретают его личностные компетенции — это уникальный набор черт характера, внутренняя система мотивации, стиль принятия решений, интуиция, уровень эмоционального интеллекта и многое другое. Можно сказать, что главный инструмент работы лидера топ уровня — его собственная личность.

Индустрия лидерства предлагает тысячи книг по развитию профессиональных навыков руководителя, видео, тренингов, образовательных программ по методологии менеджмента. И все равно, мы видим как часто лидеры с невероятными управленческими навыками, талантами, интеллектом и подготовкой, профессионалы и выдающиеся личности терпят крах. Как случается, что лидеры , которые вывели и длительное время удерживали в топе свои компании, обходили конкурентов приводят эти же компании к распаду? Как такое возможно? Это случается потому, что этим лидерам не хватило личностных, другими словами психологических, компетенций.

Как формируются и на что влияют личностные компетенции руководителя?

Основные личностные компетенции руководителя формируются в процессе развития его личности с самых ранних детских лет — к такому выводу пришли психоаналитики, не один десяток лет исследуя лидерство. Лидерами не становятся вдруг. Сформировавшись в результате индивидуальной истории, эти компетенции влияют на стиль лидерства: руководителю необходимо обладать высоким уровнем эмпатии ( которая закладывается в раннем детстве), чтоб в процессе взаимодействия уметь распознавать чувства и эмоции других людей и уметь ими управлять. Но ключевая компетенция — он должен понимать собственные эмоции и глубинную мотивацию, знать не только свои сильные, но и слабые стороны, понимать источники своего ресурса и сопротивлений, уметь анализировать, что им движет как на сознательном, так и на бессознательном уровне, Ведь в момент принятия решения лидер опирается не только на логику и здравый смысл, но и на весь свой прошлый опыт. Большая часть которого не осознается. Психолог Каннеман доказал, что человек принимает решения иррационально, за что получил Нобелевскую премию.

Зачем развивать личностные компетенции?

Развитые личностные компетенции являются серьезным конкурентным преимуществом.

  • они способствуют объективной оценке рисков, когда руководитель способен здраво сохранять бдительность, не уходя в параноидное мышление и не подрывая доверие в команде;
  • помогают принимать более взвешенные решения, а не под влиянием эмоций или собственных разрушительных мотивов;
  • помогают эффективно распределять свой собственный эмоциональный ресурс и ресурс команды, что предотвращает выгорание;
  • обеспечивают хорошую самооценку и уверенность в своих силах

Руководитель с таким психологическим профилем понимает глубинную мотивацию своих людей, благодаря чему способен вдохновлять и поддерживать их на пути к бизнес целям компании.

В то время как развитые личностные компетенции — это основной эмоциональный капитал лидера, их отсутствие может привести к краху даже самых талантливых и профессиональных менеджеров. В психоаналитической литературе можно найти много кейсов анализа громких распадов или кризисов корпорации. Среди них крах «Энрон», итальянская «Пармалат», трагедия семейной компании «Гуччи», которая больше не принадлежит семье Гуччи. Все эти истории похожи: сначала лидеры привели эти компании на вершину успеха, а потом они же привели их к краху, разрушив в том числе собственные жизни и жизни других людей. Все закончилось банкротствами, уголовными делами, убийствами и самоубийствами. Недостаток основных психологических компетенций не позволил лидерам увидеть момент, когда они неосознанно заложили «бомбу замедленного действия» в свои компании и в конечном итоге потеряли все. Их решениями руководил не здравый смысл, а деструктивные психологические глубинные мотивы, которые они не осознавали, а потому не учитывали.

Как корпоративный психолог помогает руководителю развить личностные компетенции?

В процессе психодинамического коучинга, корпоративный психолог, используя специальные техники, работает с клиентом над развитием его личностных компетенции. Каждая личность обладает собственным уникальным набором необходимых для этого качеств. Благодаря глубинному коучингу клиент сам обнаруживает в себе эти качества, получает доступ к скрытым личностным ресурсам, которые становясь осознанными способствуют его развитию и достижению успеха. Это происходит путём развития навыка самоанализа, и способности на его основе менять свою модель поведения, повышению стрессоустойчивости и гибкости (способности быстро адаптироваться к изменяющейся среде).
Корпоративный психолог в компании помогает руководителю и членам команды не принимать решения (это они делают самостоятельно), а анализировать и ПОНИМАТЬ, почему принимается именно такое решение. В результате человек лучше понимает себя, его Эго усиливается, благодаря этому он не отыгрывает эмоции в бизнес-процессе, обнаруживает свои внутренние мотивы, стоящие за принятием решения и видит больше альтернативных вариантов.